Как подготовить организацию к появлению волонтеров? Формулируем цели, задачи, готовим сотрудников
Правовая база работы с волонтерами
Готовим чек-лист «Что должно войти в описание вакансии “волонтер”»
Инструменты для ведения учета, графиков, навыков
Как поддержать вовлеченность и удовольствие: и сотрудников и волонтеров. Способы и инструменты
А также: кейсы, полезные ресурсы, интересные факты, определения и инсайты.
// ЭКСПЕРТЫ ТРЕТЬЕГО МОДУЛЯ
Наталья Заболотских (Петрозаводск), специалист по связям с общественностью, Национальный музей Республики Карелия
Григорий Зубенко (Москва), координатор проекта «Волонтер в музее», Мосгортур
Александра Коперник (Москва), независимый эксперт, куратор образовательных программ для детей и взрослых, предприниматель
Дарья Маковецкая (Петрозаводск), руководитель Ресурсного центра развития добровольчества Карелии
Дарья Сухорукова (Москва), заместитель заведующего отделом организации музейных услуг, руководитель волонтерской программы, Государственный исторический музей
Иван Подгорный (Петрозаводск), специалист по социальному проектированию Ресурсного центра развития добровольчества Карелии
// ИНСАЙТЫ
Для обоснования эффективности волонтерской работы можно использовать метод умножения количества часов, отработанных волонтерами в музее, на официально принятую расценку минимальной почасовой оплаты труда. Это делает наглядным тот факт, что музей с помощью волонтеров экономит существенные суммы.
Задача менеджера волонтеров — найти индивидуальный подход к каждому помощнику музея. Например, волонтеру старшего возраста может быть неприятно обращение по имени-отчеству, когда к более юным волонтерам менеджер обращается на «ты». Такие детали нужно уточнять «на старте».
В анкету волонтера стоит включить все важные вопросы: от Ф. И. О. и образования до размера одежды (если вы будете предлагать волонтерам брендированную одежду). Помимо анкетных данных, важно не забыть спросить о том, что определяет запрос именно вашего музея к волонтеру, отражает специфику именно вашей институции. Опытные менеджеры волонтеров советуют сохранить всю полученную информацию, например в Google-таблице, к которой есть доступ у сотрудников разных отделов музея. Впоследствии это упростит управление волонтерской программой.
На начальном этапе формирования волонтерского направления хорошо работает «история успеха одного проекта» как способ популяризации волонтерства внутри музея. Если привлечь волонтеров на небольшой и не очень сложный проект, который завершится успехом, сотрудники музея будут довольны результатом и станут рассказывать о своем позитивном опыте, укрепляя доверие коллег к волонтерам.
Поддержка и продвижение внутренних лидеров в сообществе волонтеров позволят постепенно снять нагрузку с их руководителя. В рамках такой стратегии менеджер набирает волонтеров, ставит им задачи и осуществляет общий контроль за их деятельностью, а затем собирает обратную связь. Тем временем волонтер-лидер проводит инструктаж и напрямую общается с добровольцами, находясь внутри волонтерской команды.
Дарья Сухорукова
"
«Мы обучаем людей и растим среди них тим-лидеров — координаторов волонтеров по направлениям. Таким образом, с руководителя волонтеров частично снимается нагрузка и постепенно тим-лидерам передается возможность принятия решений по волонтерской работе. На какие-то вещи важно смотреть комплексно, и взгляд волонтеров, тим-лидеров и руководителей — это хороший “вертолетный” взгляд, немножко сверху (helicopter view). Когда руководитель ставит задачу, тим-лидер ее “каскадирует”, описывает более точечно для конкретного исполнителя. Это очень удобный инструмент управления, который я рекомендую взять на заметку координаторам и руководителям волонтерских программ и центров».
Александра Коперник
"
«Если у вас внутри музея есть сопротивление по отношению
к волонтерам, подумайте, кто из коллег может стать вашим “агентом”. Чтобы не вы рассказывали всем, какие волонтеры классные, а сотрудники-“агенты” делились своим положительным опытом. Когда мы начинали работу с волонтерами, сотрудники музея были по отношению к ним негативно настроены и нам постоянно приходилось преодолевать скепсис внутри музея.
Мы поняли, что очень важно найти историю успеха, которая заставит весь музей поверить и захотеть работать
с волонтерами и с нами. И выбрали в качестве “пилота” помощь библиотеке научно-технической литературы Политехнического музея. В формате тренинга вместе с сотрудниками музея мы придумали задачи для волонтеров, решили выделить день, когда сотрудники занимались бы ими прицельно. В итоге мы получили “суперагентов влияния” внутри коллектива, после чего все захотели работать с волонтерами. Мы приобрели маленький опыт
и распространили его на весь музей».
Перед началом работы с волонтерами необходимо не только заручиться поддержкой коллег, создать систему распределения волонтерских заданий и учета времени, потраченного волонтером, но и продумать четкую систему бонусов. Например, можно установить определенное количество часов, которое волонтер должен отработать в музее, чтобы получить скидочную карту, книгу или музейный сувенир. В Москве во многих музеях таким бонусом стала карта «Спутник».
Карта музейного волонтера
«Спутник»
Карта музейного волонтера «Спутник» (читать подробнее) объединила в качестве равноправных партнеров 14 московских музеев и представителей бизнес-компаний. Карта имеет единый дизайн и предоставляет волонтеру возможность посещать экспозиции и выставки музеев-партнеров.
// КЕЙСЫ
Волонтерская программа
Политехнического музея
В 2014 году при организации городского фестиваля «Политех» потребовалось сделать работу с волонтерами системной. Так начала формироваться волонтерская база, была продумана программа лояльности. Затем была предложена единая точка входа в волонтерскую активность и разработана юридическая база для сотрудничества с волонтерами.
После заполнения анкеты добровольцы Политехнического музея получают приглашение на встречу
с координатором, у которого для этого отведен специальный день. Он объясняет им правила
и рассказывает про площадки музея, направления волонтерской деятельности и их кураторов.
Сразу же можно подписать договор, получить доступ к Google-форме, приглашение в телеграм-канал
и волонтерские группы в соцсетях. Google-форма помогает системно организовать сотрудничество волонтеров и музея.
В 2020 году музей опубликовал новую стратегию развития, одна из основ которой — активное включение аудитории и волонтеров в работу музея. Сотрудниками создана собственная программа подготовки волонтеров. Музей активно работает над созданием инклюзивного сообщества, вовлекая
в этот процесс волонтеров разных возрастов и уровней подготовки, в том числе людей
с инвалидностью. Сегодня сообщество волонтеров музея составляет полторы тысячи человек, из них наиболее активны 400 добровольцев. Волонтеры задействованы в работе каждого отдела музея как минимум 100 часов в неделю.
Александра Коперник
"
«При работе с волонтерами нужно улучшать качество, а не увеличивать количество. Координатору важно проектировать положительный опыт волонтера, отстаивая его интересы.
К примеру, предложение проводить фестиваль так, что
30 волонтеров будут в течение двух дней стоять под дождем на улице, — это плохо продуманное предложение, его нужно менять. Если сотрудники музея сами не хотят делать эту работу, то вряд ли их идея в исполнении волонтеров окажется успешной. Когда музей доверяет волонтерам и вкладывается в общение с ними, они отвечают взаимностью и выполняют свои задания на отлично.
В Политехе нам удалось донести до сотрудников мысль о том, что волонтер — это посетитель музея, который вместо приобретения билета оплачивает присутствие в музее и полученный образовательный опыт своим временем. А значит, и относиться
к нему необходимо с тем же уважением, что и к посетителю».
«Как волонтёрская программа изменила один музей»
Александра Коперник, независимый эксперт, куратор образовательных программ для детей и взрослых, предприниматель
Волонтерская программа Государственного исторического музея
Волонтерская программа стартовала в Историческом музее в марте
2017 года. За прошедший период волонтеры провели в музее более шести тысяч часов, приняли участие в 250 мероприятиях,
а 17 волонтеров успели стать сотрудниками музея, и эта цифра постоянно растет.
Несколько раз в год в музее проходит программа подготовки волонтеров инклюзивного направления, также перед большими акциями всех волонтеров инструктируют, как работать с посетителями
с инвалидностью.
Музей принял решение формировать собственный волонтерский пул, не обращаясь к ресурсным центрам и специальным программам обучения. В штатном расписании музея нет должности координатора волонтеров, ими занимается подразделение по научно-просветительской работе, ответственное за прием посетителей. Музей предпочитает формировать собственное сообщество, чтобы работать с волонтерами, прошедшими отбор и комплексное обучение, и самостоятельно регулировать занятость волонтера. Это важно, например, потому что существуют такие большие мероприятия, как «Ночь музеев», во время которой множеству музеев может требоваться помощь.
В подобном случае Исторический музей будет уверен, что волонтер программы отдаст предпочтение мероприятию именно своего музея.
Дарья Сухорукова
"
«Мы поняли, что для нас 100-150 волонтеров – это оптимальное количество. И не гонимся за тем, чтобы привлечь тысячу волонтеров, хотя приходит большое количество заявок. Для нас важно качественно работать с каждым человеком. Ведь волонтёрская служба при каждом музее – это сообщество, и его нужно поддерживать, формировать традиции, артефакты – это называется “культурой проекта”. Кроме того, важно понимать, как управлять волонтерами, на кого ориентироваться – студенты это или аудитория “серебряного” возраста, помнить про их потребности и особенности, продумать каналы коммуникации, определить, как часто требуется от них волонтёрская помощь, какими ресурсами располагает музей на ее организацию».
«Управление волонтёрской программой: кейс Исторического музея»
Дарья Сухорукова, заместитель заведующего отделом организации музейных услуг, руководитель волонтерской программы, Государственный исторический музей
За пределами музея: подготовка волонтеров для московских музеев в организации «Мосгортур»
Подготовка музейных волонтеров и сотрудников, которые будут координировать их работу, это трудоемкий процесс. В случае, когда у музея нет для этого необходимых возможностей, рекрутинг и подготовку можно отдать на аутсорс, обратившись в ресурсные центры. О такой стратегии рассказал в своем выступлении Григорий Зубенко, координатор проекта «Волонтер в музее» «Мосгортур».
Ее безусловные плюсы состоят в том, что музей получает помощь сразу большого количества волонтеров, у которых уже есть подготовка и релевантные навыки. Однако у нее есть и ожидаемые минусы – волонтеры из ресурсного центра еще не знают специфику конкретного музея и на необходимые пояснения тратится много времени. Для одних проектов подобная тактика подходит, для других – нет. Выбор за вами. Помимо набора добровольцев на событие, ресурсные центры могут помочь с подготовкой сотрудников – координаторов волонтеров. Такая образовательная программа есть, например, в "Мосгортур" и проводится как в Москве, так и на выезде.
// ИЗ ОТЗЫВОВ НА ПРОГРАММУ
"
«Модуль, который был сегодня, чрезвычайно воодушевил! Особенно порадовал практикум, который провели коллеги из Петрозаводска.
Никак не ожидала, что групповую работу в онлайне можно проводить так ярко, наглядно, динамично и... красочно! Это врежется в профессиональную память и останется у музейщиков надолго. Мы осознанней и глубже будем понимать те скрытые пружины, которые толкают волонтеров в «музейные объятия». Ну, а тренинг «Карельская жарёха» отослал к методике знаменитых «Вредных советов» Г. Остера. Это была настоящая музейная «умная веселуха». Она позволила с иронией, но рефлексируя, рассмотреть свои многочисленные музейные проколы в организации работы драгоценных помощников-волонтеров. Особенно запомнился «совет»: забыть волонтера на его посту в отдаленном уголке заповедника!
И, честное слово, я пройду эту замечательную программу до конца и не покину «пост» несмотря на жуткую загрузку по другим семинарам и проектам. Из-за идеи, увлекательного процесса и социальной необходимости!»
Участник программы Марина Мацкевич (Москва) – эксперт в сфере музейного образования, кандидат педагогических наук.
«Задач все больше и больше при работе с добровольцами, но все ваши волонтеры — это ваши очень значимые помощники. Какие-то задачи вы можете им делегировать, в том числе формируя их тип мотивации и достижения, включать в новые задачи, которые до этого им были неподвластны. Сотрудничество поможет получить планируемые эффекты, чтобы волонтеры были не вашей болью,
а светлым моментом в вашей жизни. Чтобы взаимодействие
с волонтерами приносило вам пользу, работало на достижение ваших целей и продвижение тех ценностей, которые вы сохраняете и над которыми вы трудитесь».
«Мотивы и компетенции волонтера: в чем секрет?» Практикум
Наталья Заболотских, специалист по связям с общественностью, Национальный музей Республики Карелия
Дарья Маковецкая, руководитель Ресурсного центра развития добровольчества Карелии
Иван Подгорный, специалист по социальному проектированию Ресурсного центра развития добровольчества Карелии