«Думать. Делиться. Действовать»

 

Интегрированная образовательная программа по осознанному волонтерству в музее

Разработчик и организатор: Ассоциация менеджеров культуры
(при поддержке Российского фонда культуры)

 

// Вопросы и темы второго модуля Программы

 
  • Мотивационные механизмы волонтерства.
  • Проблема взаимодействия “волонтер – музей”: ключи к решению.
  • Этика сотрудничества.
  • Основные направления музейной деятельности и потенциал интеграции в них волонтеров.
  • Цели, которые достойны приложения усилий, затрат ресурсов музея и волонтера, сейчас и в будущем

          А также: кейсы, полезные ресурсы, интересные факты, определения и инсайты.

 
 

// ЭКСПЕРТЫ

 
  • Сергей Каменский (Екатеринбург), директор Музея истории Екатеринбурга
  • Анастасия Шипицина (Пермь), заведующая отделом музейной педагогики Музея современного искусства PERMM
  • Михаил Гнедовский (Москва), член постоянного международного комитета по этике ИКОМ, член президиума ИКОМ России, ведущий аналитик Мосгортура
  • Евгения Киселева (Москва), заведующая отделом инклюзивных программ Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
  • Дмитрий Мухин (Вологда), заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Семёнково» (Вологодский государственный музей-заповедник)
  • Алексей Бойко (Санкт-Петербург), главный специалист по музейно-образовательной деятельности Государственного Русского музея
  • Мария Правдина (Тотьма, Вологодская область), ученый секретарь Тотемского музейного объединения 
  • Анна Щербакова (Владивосток), куратор специальных проектов Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
 

// ИНСАЙТЫ

 
  • Стереотипы музейных сотрудников о волонтерах (“малоуправляемые помощники невысокой квалификации”, “бесплатная рабочая сила” и др.) уходят в прошлое. Современные музеи, начиная и развивая волонтерское направление в своей деятельности, укрепляют его институционально, через менеджмент волонтеров (отбор, инструктаж, обучение, мотивация, контроль) и формулирование с ними взаимных обязательств (договор о волонтерской помощи, правила общения волонтеров с посетителями, дресс-код с элементами фирменной символики музея, обязательства музея по обучению волонтера, частичному возмещению его расходов и т. д).
  • Становясь эпицентрами общественной жизни, музеи отрекаются от жесткой экспертной позиции, развивают горизонтальные партиципаторные (в духе “культуры участия”) практики, благодаря этому меняется и роль волонтера и характер его сотрудничества с музеем.
  • Формы мотивации волонтеров  бывают разные: от скидки в музейном магазине, бесплатного кофе или обеда в музейном кафе до приглашений на кураторские экскурсии по экспозициям и выставкам музея, встречи с интересными людьми, лекции. Однако социологические исследования демонстрируют, что для многих волонтеров главная мотивация возможность обучения, расширения социальных  горизонтов, шанс узнать и освоить что-то новое. Всё чаще волонтерство выступает формой «серьезного досуга» (serious leisure). 
 
 

"

«Пора уже перестать рассматривать волонтеров как неполноценных профессионалов или бесплатную рабочую силу. Пора признать, что волонтеры — авангард музейной аудитории, ее наиболее лояльный сегмент, потенциальное связующее звено между сотрудниками музея и публикой. Можно советоваться с ними по различным вопросам работы с аудиторией, тестировать на них музейные методики и программы. Они также являются агентами влияния музея в местном сообществе. Ведь уже само наличие волонтеров говорит о том, что местное сообщество готово считать музей “своим”».

Михаил Гнедовский

 

«Музейные волонтеры: эволюция понятий»
Михаил Гнедовский, член постоянного международного комитета по этике ИКОМ, член президиума ИКОМ России, ведущий аналитик Мосгортура

«Музейные волонтеры: эволюция понятий» Михаил Гнедовский
 
 

"

«Работа с волонтерами — одна из самых классных стратегий взаимодействия с аудиторией. Благодаря созданию волонтерской команды можно собрать вокруг музея самых прогрессивных, интересных людей города, которые готовы добровольно быть частью твоей команды, делать прекрасные вещи: рассказывать об искусстве, общаться с аудиторией по этому поводу, помогать создавать в музее произведения искусства, устанавливать арт-объекты в городе, заниматься с детьми и т. д. Тогда появляется возможность масштабировать свою деятельность, делать ее более качественной, более разнонаправленной. То, что волонтеры не до конца погружены в музейную деятельность, — не слабая, а сильная их сторона, поскольку они могут с другого ракурса посмотреть на процессы. Работа с волонтерами — это возможность услышать новые голоса в музее, голоса энтузиастов, это возможность где-то брать вдохновение, энергию».

Анастасия Шипицина

 

Баттл «Волонтер для музея или музей для волонтера?»

Ведущая - радиожурналист Ксения Басилашвили

Эксперты:

  • Сергей Каменский (Екатеринбург), директор Музея истории Екатеринбурга
  • Анастасия Шипицина (Пермь), заведующая отделом музейной педагогики Музея современного искусства PERMM
  • Полина Царева, волонтер
  • Яков Слепков, волонтер
Баттл “Волонтер для музея или музей для волонтера?". Ведущая -   Ксения Басилашвили.
 
 

"

«Любой музей проиграет городскому сообществу в том, что касается количества и качества городских историй, экспонатов, компетенции, связей, медиаохвата. Партнерская модель предполагает полноценное равенство, часто люди приходят и говорят: мы хотим просто научиться, дайте нам предмет, тему для проработки, нам интересно стать гидами, сценаристами или, например, получить компетенции в сфере медиа. 70 процентов же приходят с темой, проектом или идеей (история своего дома, улицы, семьи, ревитализация заброшенных зданий или создание нового музея) и обращаются за помощью и ресурсами. В этом плане мы работаем как продюсерский центр для большого (народного) Музея истории Екатеринбурга. А поскольку мы пока это делаем бесплатно, то по сути выступаем волонтерами для горожан. И подобная перевернутая волонтерская модель более эффективна для решения долгосрочной задачи: разделить интерес к городу и ответственность за его прошлое (а в итоге настоящее и будущее) с горожанами».

Сергей Каменский

 

// ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 
  • ЭКОМУЗЕЙ — в противоположность традиционному музею это коммуникационная площадка, где жители общаются друг с другом, обсуждают свое наследие, становятся главными стратегами и мотором музейного организма. Жители приглашают музейных профессионалов в качестве консультантов, но все стратегические решения принимают сами. 

Концепция экомузея была предложена в 1971 году французским музеологом Жоржем-Анри Ривьером (1897–1985), первым директором Международного совета музеев (ИКОМ), французским философом, музыковедом, этнографом, музейным менеджером. Концепция описывает, как музей может стать инструментом устойчивого развития местных сообществ и территории.

  • На конференции ИКОМ в 2019 году в Киото было предложено к утверждению новое официальное определение музея, где МУЗЕЙ — это «демократическое, инклюзивное и полифоническое пространство для критического диалога о прошлом и будущем <…> Музеи… осуществляют свою деятельность в партнерстве с различными сообществами и работают для этих сообществ, чтобы собирать, сохранять, изучать, интерпретировать, артикулировать и выставлять для обозрения различные способы понимания нашего мира». Несмотря на то что определение не было принято участниками конференции, данный тренд становится все более влиятельным в мировом музейном сообществе.
 

«Музейный медиатор – волонтер: ценности, опасения, балансы»

Алексей Бойко, ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Государственного Русского музея

«Музейный медиатор – волонтер: ценности, опасения, балансы».  Алексей Бойко
 
 

"

«Новые ролевые расклады, которые затрагивают позиции музейных профессионалов и аудитории, не могут не отражаться и на позициях волонтеров. Роль волонтеров и характер их сотрудничества с музейными профессионалами тоже уже не являются прежними. Это подтверждается исследованиями по социологии музейного волонтерства. Выясняется, что волонтерами движет не столько стремление быть на подхвате у профессионалов (а со временем, возможно, и самим превратиться в профессионалов), сколько интерес к расширению круга общения и освоению нового содержания».

Михаил Гнедовский

 
 

"

«Мне нравится просто слово “друг”. Не “друг музея” как особенное положение, а именно что выстраиваются отношения незафиксированные, не запись в волонтерской книжке, а взаимовыгодные отношения — как у коллег, когда можно прийти с какой-то идеей или выполнить что-то, хоть даже табличку подержать, если есть радость при общении».

Яков Слепков, волонтер

 

«Волонтер в работе с коллекциями музея»

Мария Правдина, ученый секретарь Тотемского музейного объединения

«Волонтер в работе с коллекциями музея». Мария Правдина
 

// ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

 
  • Еще совсем недавно понятия «волонтер» не было. В XIX — начале XX века развитием музеев занимались в свободное время на безвозмездной основе коллекционеры, антиквары, меценаты, члены обществ древностей и любители старины. Однако их не называли волонтерами. Понятие «музейная профессия» сначала оформилось благодаря деятельности Американской ассоциации музеев. А после Второй мировой войны, с появлением ИКОМ, возникли международные нормы, связанные с профессией музейного сотрудника. Вместе с тем возникло и представление о музейных волонтерах как непрофессионалах, работающих в музеях добровольно и не получающих заработной платы. 
  • К концу XX века институт волонтерства стал существенной частью международной музейной экономики. В некоторых странах волонтеров в музеях существенно больше, чем штатных сотрудников. Добровольные помощники выполняют львиную долю музейной работы. Созданы методики, учебники, менеджмент волонтеров, образцы договоров, регламенты по этике взаимоотношений, форме одежды и т. д. 
  • Одна из форм мотивации — поездки по интересным местам, специально организуемые для волонтеров. В Испании ежегодно разрабатывают международные туры по европейским музеям, которые близки к профилю тех испанских музеев, где работают волонтеры.
  • Российские вузы последние несколько лет предоставляют абитуриентам с опытом волонтерства дополнительные баллы при поступлении. Также волонтерские достижения могут стать критерием для получения дополнительного поощрения в высшем учебном заведении, к примеру — повышенной стипендии. Каждый вуз сам определяет, какое количество баллов и за какие достижения он готов предоставить абитуриентам-волонтерам или студентам-волонтерам. Условия приема прописаны в положениях о вступительных экзаменах, которые вузы публикуют на своих сайтах. Как правило, волонтеру требуется предъявить приемной комиссии личную книжку волонтера (ЛВК); такие книжки чаще всего выдаются местными молодежными организациями. Реже абитуриенту-волонтеру понадобится предъявить еще и грамоты, благодарности и письма от организаторов волонтерской деятельности.

 

«Основные направления музейной деятельности и потенциал интеграции в них волонтеров»

Анна Щербакова, куратор специальных проектов Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева

«Основные направления музейной деятельности и потенциал интеграции в них волонтеров». Анна Щербакова
 
 

"

«Поиск волонтерами своего места в музее может служить моделью поведения посетителей, также имеющих различные особенности восприятия, темперамент и склонности. Ведь среди посетителей тоже есть свои систематизаторы и аналитики, свои коммуникаторы, свои любители слушать и рассказывать истории и т. д. Благодаря этому волонтеры могут быть компетентными консультантами по различным вопросам работы с публикой. На них можно проверять эффективность подходов музея к интерпретации тех или иных коллекций, прогнозировать поведение посетителей, тестировать музейные образовательные программы и конкретные экспозиционные решения. Одним словом, если сегодня еще и осталось где-то высокомерное отношение к музейным волонтерам со стороны профессионалов, его вряд ли можно считать оправданным. В контексте изменений, происходящих и в музейной теории, и в практике работы музеев, такое отношение, несомненно, уходит в прошлое».

Михаил Гнедовский

 

// КЕЙСЫ

 

Программа «Доступный музей» в ГМИИ
имени А. С. Пушкина

В ГМИИ имени А. С. Пушкина в 2016 году была сформирована рабочая группа программы «Доступный музей». Волонтеры в рамках этой программы обеспечивают создание социально инклюзивной среды. Система волонтерства в ГМИИ имени А. С. Пушкина включает в себя проведение тренингов; всего в музее работает около 400 волонтеров, и около 100 из них имеют инклюзивную специализацию, для чего прошли специальное обучение. Коллектив музея привлекает волонтеров, чтобы справиться с организацией большого количества событий.

 
 

"

«Мы руководствуемся принципом “Ничего для нас без нас”. Если мы делаем программу для людей с инвалидностью, то обязательно включаем экспертов с инвалидностью в рабочую группу, и не одного человека, потому что, как и у всех, у них есть разные мнения на одну и ту же тему. Для нас спасением стали именно волонтерские программы, которые позволяют посредством социальной инклюзии, социального включения, дружелюбия нейтрализовать стрессы, которые связаны с пространством, экспозицией и хранительскими нормами. К примеру, волонтеры направляют незрячих людей при осмотре тактильной экспозиции. И мы очень признательны нашим волонтерам за эту поддержку».

Евгения Киселева

 

«Художественный музей. Доступность и волонтерская программа»

Евгения Киселева, заведующая отделом инклюзивных программ Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

«Художественный музей. Доступность и волонтерская программа» Евгения Киселева
 

Школа музейной интерпретации в Семёнково
(Вологодская область)

Когда возникла идея «оживить» жизнь деревни, представленную в музее, требовалось не менее 50 сотрудников. Было принято решение пригласить волонтеров, которые могли бы стать частью программ и раскрыть личные крестьянские истории, сделать их ближе и понятнее современным посетителям. Сотрудники музея пришли к выводу, что для этого волонтер должен обладать багажом знаний о традиционной народной культуре, истории крестьянства, фольклоре и т. д. В результате была создана Школа музейной интерпретации. В течение нескольких месяцев с группой из 40 волонтеров работали специалисты по фольклору, актерскому мастерству, импровизации. По итогам обучения были созданы интерактивные зарисовки, а впоследствии поставлен антропологический спектакль «Жених», где играют исключительно волонтеры, основанный на личных крестьянских историях. Спектакль был высоко оценен критикой и приглашен к участию в Международном театральном фестивале «Голоса истории».

 
 
 

"

«Работа с волонтерами начала менять сам характер деятельности музея. Предполагалось, что итогом усилий Школы музейной интерпретации, имевшей обширную и сложную программу, будет одно большое мероприятие, в ходе которого все волонтеры выйдут и покажут, что получилось. Сперва у нас было опасение, что волонтеры начнут отсеиваться, поскольку они работающие, а нагрузка слишком высока. Но оказалось всё наоборот: люди, как только чувствовали, что ритм становится менее интенсивным, начинали задавать по этому поводу вопросы. И кто-то говорил: наконец то, что они недополучили в студенчестве, они могут получать сейчас. Вопрос от волонтеров был: а почему одно событие и почему мы должны ждать? Потому еженедельно, каждые выходные, стало воплощаться по несколько зарисовок на основе архивных документов, сейчас их уже порядка 30 штук. Оказалось, что такая серьезная программа с очень серьезными лекторами — это то, что привлекает волонтеров и заставляет остаться. Также волонтеры, участвующие в антропологическом спектакле “Жених”, могут пригласить бесплатно на спектакли определенное количество друзей, родственников, им важно показать результаты своего труда, получить профессиональный отзыв и почувствовать себя актерами. Работают у нас люди разного возраста, разных профессий, но благодаря Школе музейной интерпретации мы смогли сформировать сообщество волонтеров: люди общаются и вне мероприятий, возникло содружество, которое привлекает новых волонтеров и помогает решать самые разнообразные задачи».

Дмитрий Мухин

 

«Собирая личные истории – крестьянские и волонтерские»

Дмитрий Мухин, зав. научно-экспозиционным отделом музея «Семёнково» (Вологодский музей-заповедник)

«Собирая личные истории – крестьянские и волонтерские» Дмитрий Мухин
 
 

"

«Мне нравятся слова “сотрудничество” и “сотворчество”, мне нравится, что я могу дать музею то, с чем я к нему пришла, то есть какие-то мои профессиональные навыки, но самое главное — мою энергию и любовь к этому делу. Мне нравится, что музею тоже есть что мне дать: где-то повысить мою квалификацию, где-то просто порадовать за счет включения в интересную задачу».

Полина Царева, волонтер

 
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ И МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ