Проблема взаимодействия “волонтер – музей”: ключи к решению.
Этика сотрудничества.
Основные направления музейной деятельности и потенциал интеграции в них волонтеров.
Цели, которые достойны приложения усилий, затрат ресурсов музея и волонтера, сейчас и в будущем
А также: кейсы, полезные ресурсы, интересные факты, определения и инсайты.
// ЭКСПЕРТЫ
Сергей Каменский (Екатеринбург), директор Музея истории Екатеринбурга
Анастасия Шипицина (Пермь), заведующая отделом музейной педагогики Музея современного искусства PERMM
Михаил Гнедовский (Москва), член постоянного международного комитета по этике ИКОМ, член президиума ИКОМ России, ведущий аналитик Мосгортура
Евгения Киселева (Москва), заведующая отделом инклюзивных программ Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Дмитрий Мухин (Вологда), заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Семёнково» (Вологодский государственный музей-заповедник)
Алексей Бойко (Санкт-Петербург), главный специалист по музейно-образовательной деятельности Государственного Русского музея
Мария Правдина (Тотьма, Вологодская область), ученый секретарь Тотемского музейного объединения
Анна Щербакова (Владивосток), куратор специальных проектов Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
// ИНСАЙТЫ
Стереотипы музейных сотрудников о волонтерах (“малоуправляемые помощники невысокой квалификации”, “бесплатная рабочая сила” и др.) уходят в прошлое. Современные музеи, начиная и развивая волонтерское направление в своей деятельности, укрепляют его институционально, через менеджмент волонтеров (отбор, инструктаж, обучение, мотивация, контроль) и формулирование с ними взаимных обязательств (договор о волонтерской помощи, правила общения волонтеров с посетителями, дресс-код с элементами фирменной символики музея, обязательства музея по обучению волонтера, частичному возмещению его расходов и т. д).
Становясь эпицентрами общественной жизни, музеи отрекаются от жесткой экспертной позиции, развивают горизонтальные партиципаторные (в духе “культуры участия”) практики, благодаря этому меняется и роль волонтера и характер его сотрудничества с музеем.
Формы мотивации волонтеров бывают разные: от скидки в музейном магазине, бесплатного кофе или обеда в музейном кафе до приглашений на кураторские экскурсии по экспозициям и выставкам музея, встречи с интересными людьми, лекции. Однако социологические исследования демонстрируют, что для многих волонтеров главная мотивация — возможность обучения, расширения социальных горизонтов, шанс узнать и освоить что-то новое. Всё чаще волонтерство выступает формой «серьезного досуга» (serious leisure).
"
«Пора уже перестать рассматривать волонтеров как неполноценных профессионалов или бесплатную рабочую силу. Пора признать, что волонтеры — авангард музейной аудитории, ее наиболее лояльный сегмент, потенциальное связующее звено между сотрудниками музея и публикой. Можно советоваться с ними по различным вопросам работы с аудиторией, тестировать на них музейные методики и программы. Они также являются агентами влияния музея в местном сообществе. Ведь уже само наличие волонтеров говорит о том, что местное сообщество готово считать музей “своим”».
Михаил Гнедовский
«Музейные волонтеры: эволюция понятий» Михаил Гнедовский, член постоянного международного комитета по этике ИКОМ, член президиума ИКОМ России, ведущий аналитик Мосгортура
"
«Работа с волонтерами — одна из самых классных стратегий взаимодействия с аудиторией. Благодаря созданию волонтерской команды можно собрать вокруг музея самых прогрессивных, интересных людей города, которые готовы добровольно быть частью твоей команды, делать прекрасные вещи: рассказывать об искусстве, общаться с аудиторией по этому поводу, помогать создавать в музее произведения искусства, устанавливать арт-объекты в городе, заниматься с детьми и т. д. Тогда появляется возможность масштабировать свою деятельность, делать ее более качественной, более разнонаправленной. То, что волонтеры не до конца погружены в музейную деятельность, — не слабая, а сильная их сторона, поскольку они могут с другого ракурса посмотреть на процессы. Работа с волонтерами — это возможность услышать новые голоса в музее, голоса энтузиастов, это возможность где-то брать вдохновение, энергию».
Анастасия Шипицина
Баттл «Волонтер для музея или музей для волонтера?»
Ведущая - радиожурналист Ксения Басилашвили
Эксперты:
Сергей Каменский (Екатеринбург), директор Музея истории Екатеринбурга
Анастасия Шипицина (Пермь), заведующая отделом музейной педагогики Музея современного искусства PERMM
Полина Царева, волонтер
Яков Слепков, волонтер
"
«Любой музей проиграет городскому сообществу в том, что касается количества и качества городских историй, экспонатов, компетенции, связей, медиаохвата. Партнерская модель предполагает полноценное равенство, часто люди приходят и говорят: мы хотим просто научиться, дайте нам предмет, тему для проработки, нам интересно стать гидами, сценаристами или, например, получить компетенции в сфере медиа. 70 процентов же приходят с темой, проектом или идеей (история своего дома, улицы, семьи, ревитализация заброшенных зданий или создание нового музея) и обращаются за помощью и ресурсами. В этом плане мы работаем как продюсерский центр для большого (народного) Музея истории Екатеринбурга. А поскольку мы пока это делаем бесплатно, то по сути выступаем волонтерами для горожан. И подобная перевернутая волонтерская модель более эффективна для решения долгосрочной задачи: разделить интерес к городу и ответственность за его прошлое (а в итоге настоящее и будущее) с горожанами».
Сергей Каменский
// ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЭКОМУЗЕЙ — в противоположность традиционному музею это коммуникационная площадка, где жители общаются друг с другом, обсуждают свое наследие, становятся главными стратегами и мотором музейного организма. Жители приглашают музейных профессионалов в качестве консультантов, но все стратегические решения принимают сами.
Концепция экомузея была предложена в 1971 году французским музеологом Жоржем-Анри Ривьером (1897–1985), первым директором Международного совета музеев (ИКОМ), французским философом, музыковедом, этнографом, музейным менеджером. Концепция описывает, как музей может стать инструментом устойчивого развития местных сообществ и территории.
На конференции ИКОМ в 2019 году в Киото было предложено к утверждению новое официальное определение музея, где МУЗЕЙ — это «демократическое, инклюзивное и полифоническое пространство для критического диалога о прошлом и будущем <…> Музеи… осуществляют свою деятельность в партнерстве с различными сообществами и работают для этих сообществ, чтобы собирать, сохранять, изучать, интерпретировать, артикулировать и выставлять для обозрения различные способы понимания нашего мира». Несмотря на то что определение не было принято участниками конференции, данный тренд становится все более влиятельным в мировом музейном сообществе.
Алексей Бойко, ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Государственного Русского музея
"
«Новые ролевые расклады, которые затрагивают позиции музейных профессионалов и аудитории, не могут не отражаться и на позициях волонтеров. Роль волонтеров и характер их сотрудничества с музейными профессионалами тоже уже не являются прежними. Это подтверждается исследованиями по социологии музейного волонтерства. Выясняется, что волонтерами движет не столько стремление быть на подхвате у профессионалов (а со временем, возможно, и самим превратиться в профессионалов), сколько интерес к расширению круга общения и освоению нового содержания».
Михаил Гнедовский
"
«Мне нравится просто слово “друг”. Не “друг музея” как особенное положение, а именно что выстраиваются отношения незафиксированные, не запись в волонтерской книжке, а взаимовыгодные отношения — как у коллег, когда можно прийти с какой-то идеей или выполнить что-то, хоть даже табличку подержать, если есть радость при общении».
Яков Слепков, волонтер
«Волонтер в работе с коллекциями музея»
Мария Правдина, ученый секретарь Тотемского музейного объединения
// ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Еще совсем недавно понятия «волонтер» не было. В XIX — начале XX века развитием музеев занимались в свободное время на безвозмездной основе коллекционеры, антиквары, меценаты, члены обществ древностей и любители старины. Однако их не называли волонтерами. Понятие «музейная профессия» сначала оформилось благодаря деятельности Американской ассоциации музеев. А после Второй мировой войны, с появлением ИКОМ, возникли международные нормы, связанные с профессией музейного сотрудника. Вместе с тем возникло и представление о музейных волонтерах как непрофессионалах, работающих в музеях добровольно и не получающих заработной платы.
К концу XX века институт волонтерства стал существенной частью международной музейной экономики. В некоторых странах волонтеров в музеях существенно больше, чем штатных сотрудников. Добровольные помощники выполняют львиную долю музейной работы. Созданы методики, учебники, менеджмент волонтеров, образцы договоров, регламенты по этике взаимоотношений, форме одежды и т. д.
Одна из форм мотивации — поездки по интересным местам, специально организуемые для волонтеров. В Испании ежегодно разрабатывают международные туры по европейским музеям, которые близки к профилю тех испанских музеев, где работают волонтеры.
Российские вузы последние несколько лет предоставляют абитуриентам с опытом волонтерства дополнительные баллы при поступлении. Также волонтерские достижения могут стать критерием для получения дополнительного поощрения в высшем учебном заведении, к примеру — повышенной стипендии. Каждый вуз сам определяет, какое количество баллов и за какие достижения он готов предоставить абитуриентам-волонтерам или студентам-волонтерам. Условия приема прописаны в положениях о вступительных экзаменах, которые вузы публикуют на своих сайтах. Как правило, волонтеру требуется предъявить приемной комиссии личную книжку волонтера (ЛВК); такие книжки чаще всего выдаются местными молодежными организациями. Реже абитуриенту-волонтеру понадобится предъявить еще и грамоты, благодарности и письма от организаторов волонтерской деятельности.
«Основные направления музейной деятельности и потенциал интеграции в них волонтеров»
Анна Щербакова, куратор специальных проектов Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
"
«Поиск волонтерами своего места в музее может служить моделью поведения посетителей, также имеющих различные особенности восприятия, темперамент и склонности. Ведь среди посетителей тоже есть свои систематизаторы и аналитики, свои коммуникаторы, свои любители слушать и рассказывать истории и т. д. Благодаря этому волонтеры могут быть компетентными консультантами по различным вопросам работы с публикой. На них можно проверять эффективность подходов музея к интерпретации тех или иных коллекций, прогнозировать поведение посетителей, тестировать музейные образовательные программы и конкретные экспозиционные решения. Одним словом, если сегодня еще и осталось где-то высокомерное отношение к музейным волонтерам со стороны профессионалов, его вряд ли можно считать оправданным. В контексте изменений, происходящих и в музейной теории, и в практике работы музеев, такое отношение, несомненно, уходит в прошлое».
Михаил Гнедовский
// КЕЙСЫ
Программа «Доступный музей» в ГМИИ
имени А. С. Пушкина
В ГМИИ имени А. С. Пушкина в 2016 году была сформирована рабочая группа программы «Доступный музей». Волонтеры в рамках этой программы обеспечивают создание социально инклюзивной среды. Система волонтерства в ГМИИ имени А. С. Пушкина включает в себя проведение тренингов; всего в музее работает около 400 волонтеров, и около 100 из них имеют инклюзивную специализацию, для чего прошли специальное обучение. Коллектив музея привлекает волонтеров, чтобы справиться с организацией большого количества событий.
"
«Мы руководствуемся принципом “Ничего для нас без нас”. Если мы делаем программу для людей с инвалидностью, то обязательно включаем экспертов с инвалидностью в рабочую группу, и не одного человека, потому что, как и у всех, у них есть разные мнения на одну и ту же тему. Для нас спасением стали именно волонтерские программы, которые позволяют посредством социальной инклюзии, социального включения, дружелюбия нейтрализовать стрессы, которые связаны с пространством, экспозицией и хранительскими нормами. К примеру, волонтеры направляют незрячих людей при осмотре тактильной экспозиции. И мы очень признательны нашим волонтерам за эту поддержку».
Евгения Киселева
«Художественный музей. Доступность и волонтерская программа»
Евгения Киселева, заведующая отделом инклюзивных программ Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Школа музейной интерпретации в Семёнково
(Вологодская область)
Когда возникла идея «оживить» жизнь деревни, представленную в музее, требовалось не менее 50 сотрудников. Было принято решение пригласить волонтеров, которые могли бы стать частью программ и раскрыть личные крестьянские истории, сделать их ближе и понятнее современным посетителям. Сотрудники музея пришли к выводу, что для этого волонтер должен обладать багажом знаний о традиционной народной культуре, истории крестьянства, фольклоре и т. д. В результате была создана Школа музейной интерпретации. В течение нескольких месяцев с группой из 40 волонтеров работали специалисты по фольклору, актерскому мастерству, импровизации. По итогам обучения были созданы интерактивные зарисовки, а впоследствии поставлен антропологический спектакль «Жених», где играют исключительно волонтеры, основанный на личных крестьянских историях. Спектакль был высоко оценен критикой и приглашен к участию в Международном театральном фестивале «Голоса истории».
"
«Работа с волонтерами начала менять сам характер деятельности музея. Предполагалось, что итогом усилий Школы музейной интерпретации, имевшей обширную и сложную программу, будет одно большое мероприятие, в ходе которого все волонтеры выйдут и покажут, что получилось. Сперва у нас было опасение, что волонтеры начнут отсеиваться, поскольку они работающие, а нагрузка слишком высока. Но оказалось всё наоборот: люди, как только чувствовали, что ритм становится менее интенсивным, начинали задавать по этому поводу вопросы. И кто-то говорил: наконец то, что они недополучили в студенчестве, они могут получать сейчас. Вопрос от волонтеров был: а почему одно событие и почему мы должны ждать? Потому еженедельно, каждые выходные, стало воплощаться по несколько зарисовок на основе архивных документов, сейчас их уже порядка 30 штук. Оказалось, что такая серьезная программа с очень серьезными лекторами — это то, что привлекает волонтеров и заставляет остаться. Также волонтеры, участвующие в антропологическом спектакле “Жених”, могут пригласить бесплатно на спектакли определенное количество друзей, родственников, им важно показать результаты своего труда, получить профессиональный отзыв и почувствовать себя актерами. Работают у нас люди разного возраста, разных профессий, но благодаря Школе музейной интерпретации мы смогли сформировать сообщество волонтеров: люди общаются и вне мероприятий, возникло содружество, которое привлекает новых волонтеров и помогает решать самые разнообразные задачи».
Дмитрий Мухин
«Собирая личные истории – крестьянские и волонтерские»
Дмитрий Мухин, зав. научно-экспозиционным отделом музея «Семёнково» (Вологодский музей-заповедник)
"
«Мне нравятся слова “сотрудничество” и “сотворчество”, мне нравится, что я могу дать музею то, с чем я к нему пришла, то есть какие-то мои профессиональные навыки, но самое главное — мою энергию и любовь к этому делу. Мне нравится, что музею тоже есть что мне дать: где-то повысить мою квалификацию, где-то просто порадовать за счет включения в интересную задачу».