Волонтерство в музее: кому, зачем и почему это важно?
Поговорим о терминах: волонтер, стажер, практикант, партнер
О позиции менеджера волонтеров
О пользе музейного волонтерства для здоровья
А также: кейсы, полезные ресурсы, интересные факты, определения и инсайты.
// ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Волонтерство — свободно выбираемая помогающая деятельность, которая растянута во времени и не подразумевает ожидания вознаграждения либо компенсации, а также осуществляется для тех людей или организаций, которые нуждаются в помощи (Snyder M., Omoto A. M. Volunteerism: Social Issues Perspectives and Social Policy Implications // Social Issues and Policy Review. 2008. Vol. 2. No. 1. Pp. 1–36).
Не стоит смешивать понятие «волонтер» с такими понятиями, как: стажер, студент-практикант, сотрудник организации-партнера, индивидуальный партнер музея.
Well-being (англ. «благополучие») — качество жизни, которое включает в себя и физическое, и ментальное здоровье человека. Оно тесно связано с условиями труда, как наемного, так и волонтерского. В концепции well-being особенно подчеркивается влияние эмоционального состояния человека на его самочувствие.
Идеология программы
Инна Прилежаева, руководитель, генеральный продюсер проекта
Идеология программы. Место программы в деятельности АМК как собирателя сообществ
«Волонтерство в музее: кому, зачем и почему это важно?» Какие общие линии развития нам хотелось бы проявить в этой программе, какие ориентиры поставить?
// ИНСАЙТЫ
Менеджер волонтеров — самостоятельная позиция в организационной структуре музея. Даже если у институции нет возможности или необходимости выделять ее как отдельную должность, роль сотрудника, который выполняет задачи менеджера/координатора волонтеров, не стоит преуменьшать.
И менеджеры волонтеров, и сами волонтеры склонны к эмоциональному выгоранию. Получить советы по профилактике выгорания можно в смежных сферах, например в сфере социального волонтерства, где эта проблема уже давно разрабатывается. Также будет полезно обратиться к литературе и примерам по профилактике профессионального (неволонтерского) выгорания.
Наиболее устойчивым сотрудничество музея и волонтера становится в том случае, когда их ценности совпадают.
Музею очень важно обеспечить, с одной стороны, вовлеченность волонтеров в работу, а с другой — их удовлетворенность ею. Удовлетворенность связана с непосредственными обязанностями и задачами, а вовлеченность порождается той средой, в которой их приходится выполнять. И то и другое, в свою очередь, факторы благополучия (well-being) волонтера.
Поговорим о терминах: волонтер, стажер, практикант, партнер
Где водораздел, почему важно видеть различия?
Анастасия Мишина
"
«Для обеспечения вовлеченности не нужны большие бюджеты и траты. Ей может способствовать простое человеческое внимание. Важно показать волонтеру, что его задачи — это вовсе не мелкие, неприятные обязанности, которые сотрудники стремятся поскорее сбросить со своих плеч и забыть. Допустим, ваши волонтеры стоят на улице и несколько часов кряду проверяют регистрацию на мероприятие музея, а у вас нет возможности организовать для них полноценный перерыв на обед. Подмените их на 20 минут, отпустите на короткий перекус, поинтересуйтесь их самочувствием. Это реальный пример моих действий из опыта. И вроде бы это мелочь, но именно такие мелочи показывают, что о волонтерах никто не забыл, а монотонная проверка списков на улице — вовсе не “черная” работа и при необходимости за нее готов взяться любой сотрудник».
«Наш словарь. Кто управляет волонтерской программой»
Анастасия Мишина, куратор Программы
О позиции менеджера волонтеров
Кто в музее теснее всего взаимодействует с волонтерами? Что это за позиция, должность? Имеет ли она свое название, функционал?
Нана Жвиташвили
"
«Физическое и психическое здоровье вышло за рамки сугубо медицинских компетенций — сегодня в решение задач по улучшению здоровья людей включены культурный, социальный, образовательный секторы общества, которые становятся партнерами для сектора здравоохранения. Музей играет очень важную роль в этом процессе и оказывается катализатором позитивных социальных изменений. В международной и отечественной практике сформирован обширный опыт инклюзивных программ, который доказательно демонстрирует, что музеи могут быть эффективным терапевтическим ресурсом в работе с разными сообществами, включая волонтеров. Многие исследования и проекты подтверждают: волонтерская деятельность ассоциирована с улучшением психологического и физического здоровья людей, расширением социального и гуманитарного капитала, усилением социальной инклюзии и повышением уровня гражданского участия. Отношения волонтеров и музеев, выстроенные на принципах доверия, взаимного уважения и заботы, ведут к взаимной пользе и устойчивому развитию музеев».
«О пользе музейного волонтерства для здоровья».
Визионерская лекция и экспертное интервью.
Нана Жвиташвили, кандидат психологических наук, искусствовед, психолог, куратор, лауреат Государственной премии РФ. В качестве ведущего научного сотрудника образовательного отдела Государственного Русского музея в 1990-х была одним из авторов первой отечественной музейной программы для детей с особыми потребностями «Шаг навстречу».
// КЕЙСЫ
Кейс «Музей будущего» (Inspiring Futures)
Программа, реализованная в Манчестере (2013–2016), показала, что музеи могут быть стимулирующей средой для решения проблем социальной изоляции и неравенства.
«Музей будущего» объединил 10 музеев, в программу были вовлечены представители двух возрастных категорий: 18–25 лет и старшее поколение (50+); всего — 231 человек. Участниками программы стали люди с тяжелым жизненным опытом: военные ветераны, безработные, люди с психологическими и физическими трудностями. Все они прошли тренинг и были распределены как помощники в разные музеи.
По результатам программы 75 % ее участников заявили, что их жизнь изменилась к лучшему. А метод оценки (SPOI — Social Return of Investment / Социальный возврат на инвестиции) показал, что в рамках данной программы экономический эффект составил 3,5 фунта стерлинга на каждый вложенный фунт.
Кейс «Психология заботы»: волонтерский проект Музея истории ГУЛАГа
Социально-волонтерский центр музея был создан для оказания социальной помощи пожилым людям — жертвам политических репрессий. Проект «Психология заботы» (2018–2020) включает в себя бытовую, психологическую и юридическую поддержку пострадавших в годы репрессий, а также документирование историй их жизни. В музее разработан кодекс волонтера, базирующийся на принципах солидарности, добровольности, вовлеченности, безвозмездности, добросовестности, законности. Важной частью проекта стали психологическое сопровождение волонтеров и их постоянная коммуникация с координаторами проекта, это давало волонтерам возможность делиться трудностями и личными переживаниями.
Музей выпустил книгу «Психология заботы» об опыте работы центра. Скачать или прочесть ее можно на сайте музея.
// УПОМИНАНИЯ
«Устойчивый активизм» — онлайн-проект о преодолении и профилактике выгорания; здесь можно почерпнуть идеи для музейного волонтерства.
World Happiness Report 2012 — ежегодное исследование дочерней инициативы ООН, которое показало, что личная свобода, социальная поддержка и здоровый образ жизни для многих людей важнее, чем деньги.
/// Литература
Chatterjee H., Noble G. Museums, Health and Well-Being. Farnham ; Burlington : Ashgate Publishing Ltd, 2013.
С 2017 года в России 5 декабря отмечается День волонтера. В ООН эта дата была объявлена Международным днем добровольцев во имя экономического и социального развития в 1985 году. Праздник имеет международный статус.
Помимо Международного дня добровольцев существует и Международный день менеджеров волонтеров. Он отмечается ежегодно 5 ноября. Первоначально проходил одновременно с Международным днем добровольцев, но в 2006 году стал самостоятельным праздником. Ныне менеджеров волонтеров чествуют в 18 странах мира. У праздника есть официальный сайт и комитет организаторов, который ежегодно формулирует новую повестку и готовит тематические встречи. Тема 2020 года — What’s Next? / «Что же дальше?».
В Великобритании существует феномен социального медицинского рецепта (social prescribing): когда человек приходит к своему доктору, будучи в тяжелом эмоциональном состоянии, например в депрессии, то он может получить «музей по рецепту». Пациенту рекомендуется попробовать ту или иную форму участия в музейной деятельности, взаимодействия с музеем.